Новогодний подарок без условий: психологический взгляд

«Веди себя хорошо, иначе останешься без подарка Деда Мороза!» Так родители пытаются контролировать поведение детей, успеваемость в начальной школе и прочее. Важно осознать, что подобные фразы — не педагогический прием, а манипуляция, которая далеко не так безобидна как это может казаться. Она сбивает важные настройки у ребенка:

  • самоконтроля и саморегуляции;
  • убежденности в собственной ценности и значимости для мира.

В заголовок статьи я вынесла вопрос, который встретила на одном из интернет-ресурсов. По тексту и комментариям поняла, что многие родители — увы! — принимают за норму лишение подарков в качестве наказания. Решила написать на эту тему подробнее.

Делайте подарки без условий

Убежденность ребёнка в собственной ценности и значимости для мира расшатывается, если регулярно делать хорошее поведение условием получения подарка. Ребенок достоин подарка по факту своего существования.

Горько видеть детей, убежденных, что любовь и радость нужно непременно заслужить. Понемногу они вырастают во взрослых, старательно подавляющих в себе то, что не вписывается в рамки понятия «хороший». И стремящихся угодить значимым людям в надежде получить награду.

У существительных «подарок» и «благодарность» общий корень — дар. «Дар» — как самостоятельное слово — означает передачу чего-либо без дополнительных условий или расчётов. Если же содержимое мешка Деда Мороза меняется на хорошее поведение, то речь идёт вовсе не о «даре», а о «бартере». Если в доме звучат волшебные сказки про Деда Мороза и большой мешок с подарками, стоит обратить внимание на формулировки и не путать волшебство с бартером.

Разделяйте поведение ребенка и праздник

В норме способность сознательно управлять поведением формируется постепенно и долгое время — до конца подросткового возраста. Если родитель торопит этот процесс, он создает ненужное в праздник напряжение. Манипулятивными фразами взрослые как будто затягивают ребенка в сковывающий, обездвиживающий панцирь, где нет места естественности и свободе быть разным. Вместо радостного возбуждения и ожидания волшебства ребёнок чувствует постоянный контроль. Образ доброго старика Мороза превращается в этакого Большого Брата.

Когда ребенок ощущает постоянное напряжение, в нем поднимается раздражение. Начинает казаться, что проще оставить затею с подарками, заявить «Вашего Деда Мороза все равно не существует!», чем соответствовать требованиям родителей.

С помощью манипуляций родители могут удержать ребенка в рамках желаемого для них поведения. Но эффект окажется кратковременным и нестойким. В первый же январский день, когда подарки вручены, а до следующего Нового года далеко (как и до развитой способности произвольной регуляции поведения), родителям придется искать новый инструмент контроля.

Поэтому, вместо того, чтобы ставить ребенку условия, рациональнее и эффективнее разделить вопросы поведения и праздника. Обсуждать поведение отдельно и не перекладывать на сказочного Деда Мороза родительские функции.

Новый год — время волшебства. Пусть таким и остается

Мальчики и девочки верят в сказочного Дед Мороза. Примерно в два года с ним знакомятся, до трёх нередко боятся, а после — ждут с нетерпением. Письма с желаниями отправляют почтой, прячут в морозильнике, передают с родителями. Дети верят, что Дед Мороз доставит или исполнит запрошенное вовремя. В известный час они борются со сном и караулят приход Деда Мороза. Новый год — время волшебства. Пусть таким и остается.